Ну и ещё о прекрасном, вполне в рубрику #артсреда укладывающемся: У большинства этих модников самые обычные профессии — таксист, плотник, каменщик, слесарь, клерк, портной, садовник, но выходя с работы, они тут же перевоплощаются в стильных денди. На улицах их боготворят за то что они приносят радость жизни в свои общины. Эти люди из Браззавиля, столицы Конго, и Киншасы, столицы ДРК, являются членами "Общества атмосферы и элегантных людей", сокращенно SAPE. Мужчины, представители этого движения, называют себя sapeur, женщины — sapeuse. La Sape — аналог советских стиляг, сапёры носят подчёркнуто элегантную и модную дорогую одежду, которая своим внешним видом часто резко контрастирует с их уровнем жизни , и ничего не говорит о социальном статусе или их финансовой состоятельности. Одежда "подчёркивает контраст между внутренней свободой и внешними обстоятельствами” Движение SAPE, зародилось еще в колониальную эру: хозяева часто отдавали своим черным слугам обноски с барского плеча, конголезские мужчины копировали и преувеличивали стиль парижской белой буржуазии, использовали вещи для повышения статуса среди соплеменников и носили европейскую одежду так горделиво, словно заказали ее в лучших ателье Парижа или Брюсселя. Колониальная эпоха завершилась — жажда стиля осталась, и на протяжении десятилетий движение функционирует как форма сопротивления и мирного протеста против устройства современного мира, удушающей бедности и разоряющих гражданских войн. Большинство мужчин в Конго мечтают о таком наряде, но позволить себе его может не каждый. Модный костюм стоит около 300 долларов, что в среднем является суммой пятимесячного заработка в Браззавиле. Но саперы считают, что носить красивую одежду – это кормить душу. Поэтому для удовлетворения душевных потребностей им приходится голодать, откладывая при этом по 10-15 долларов в месяц или брать кредиты в банке. "Для того, чтобы выделиться, щеголю саперу нужно много нарядов. Одного мало, нужно несколько, чтобы можно было создавать гармонию и атмосферу одним своим внешним видом. Из этого и состоит денди. Нельзя быть скучным". Большинство жителей в Конго не доедают, не могут оплатить коммунальные услуги, или банально позволить себе чего-нибудь больше, чем просто еду бедняка. Но среди такой воодушевляющей атмосферы появляются они — настоящие денди. Денди из беднейшей Конго. Мужчины настолько хотят нравится себе, что обладать хорошим чувством стиля — основное хобби, и пожалуй единственный смысл жизни. Кстати, многие из конголезских модников кроме яркой цветастой одежды имеют и «европейские» клички: Серж «Мерседес», Бенуа «Кристиан Диор», Пьер «Ролекс», Жан «Саркози», Ксавье «Паркер», и т.п. Самая стильная часть страны заседает в Нижнем Конго. Каждые выходные там проходит ярмарка тщеславия: все конголезские бонвиваны собираются вместе, пьют пиво, хвастаются своими новинками и оценивают одежду других. Местные денди принципиально не берут "фейк", поскольку вокруг много знатоков западной моды, способных почуять фальшь даже не глядя на подкладку, где обычно спрятан лейбл. У конголезцев есть воскресная традиция, также известная под названием «Дни борьбы», когда главные авторитеты достают из шкафов свои лучшие наряды и отправляются в южный район города, Баконго, где ловят восхищенно-удивленные взгляды прохожих и дружески соревнуются друг с другом за звание самого стильного сапёра. В этом деле особо важен творческий подход: мало купить люксовый костюм на сбережения, надо ещё уметь грамотно и со вкусом составить образ. Идеология Le sape довольно проста: радоваться жизни даже несмотря на грязь и разруху, неизменно находиться в позитивном расположении духа и заряжать всех вокруг. Правда многие отчаявшиеся модники прибегают к крайним мерам: занимают крупные суммы у более состоятельных товарищей, берут большое количество кредитов за крошечный временной промежуток; рабочие – воруют из бюджета предприятий; те, кто моложе – из карманов родителей. Неутолимое рвение к стандартам высокой моды провоцирует всё новые случаи разорившихся семей: на данный момент по информации Всемирного банка, 46,5 процента конголезцев проживают на уровне ниже черты бедности. На фото: 1. 51-летний Базиле sapeur в течение 30 лет, он работает менеджером по персоналу. Его самый ценный предмет одежды - костюм Жан Курсель. Браззавиль, Республика Конго. © Тарик Зайди 2. Джудит и Окили. 39-летняя Джудит sapeuse уже в течение 18 лет. Она замужем, имеет 3 детей и работает в полиции. Окили, 10 лет, сын Джудит sapeur уже 5 лет. Он школьник. Его любимый предмет одежды - костюм Ив Сен-Лорана. Браззавиль, Республика Конго. © Тарик Зайди 3. Этот мужчина так рассказывает о своём саперстве: “Когда ты нарядный, ты лучше всех, ты как король цвета. Когда я надеваю свои яркие костюмы, я излучаю роскошь. Завидев меня, соседи кричат: "Бог одежды” Браззавиль, Республика Конго. © Тарик Зайди 3а. Мужчина являются частью конголезской диаспоры в Лондоне и считает себя европейским главой движения, члены которого носят предметы одежды от модных гигантов Versace, Vivienne Westwood, Moschino и Gucci. «Это идеология, способ существования, где мода выходит за рамки чисто эстетического» Лондон (2016) La Sape Eustache Seke в Вивьен Вествуд, ©Фото Алиса Манн 4. 52-летняя Кельмантина имеет пятерых детей, и она домохозяйка, но в течение 36 лет она еще и sapeuse. Ее отец также был представителем этой субкультуры, он подарил ей эту трубку, изготовленную из конголезской слоновой кости. Браззавиль, Республика Конго. © Тарик Зайди 5. Максим, 43 года, sapeur с семи лет. Он любит смешивать лейблы, такие как Ив Сен-Лоран, Пьер Карден и Кристиан Диор, с костюмами, которые он разработал и изготовил сам. Теперь он отец с двумя детьми, и учит других искусству одеваться элегантно. Браззавиль, Республика Конго. © Тарик Зайди 6. 58-летний Ямеа, который уже на протяжении полувека sapeur, привносит в свое общество колорит и радость жизни. У него девять детей, и он работает каменщиком. Его любимый предмет одежды - его шляпа. Браззавиль, Республика Конго. © Тарик Зайди Со стороны это выглядит совершенно сюрреалистичным, тратить деньги на декоративные зонтики, шляпы и шелковые носки, когда почти половина населения Конго живет за чертой бедности. Туфли из крокодиловой кожи стоят как участок земли, некоторые сапёры разоряют родительские бизнесы, берут кредиты, подворовывают из кассы предприятий, спуская все деньги на одежду. У саперов есть свой «кодекс чести», определенный сленг и жесты, считается дурным тоном носить подделки. Их уважают в их общинах: "Они приносят огромную радость сообществу, с ними обращаются как с богами, или рок-звездами, они приносят счастье всем”. Согласно кодексу общества каждый его член должен быть джентльменом, противником колониализма и пацифистом. Сегодня в Браззавиле, и особенно в Киншасе — тысячи саперов. Эта тенденция также широко распространена в конголезских районах Парижа, Брюсселя и Лондона.

Теги других блогов: мода движение SAPE